- Договор по открытому небу
Договор по открытому небу
Многосторонний международный Договор по открытому небу (ДОН), разработанный при активном участии Российской Федерации, является мерой в области укрепления доверия и безопасности.
Наряду с Договором об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и Венским документом 1999 года, вступление в силу ДОН практически завершило формирование режима укрепления доверия и транспарентности в области обычных вооружений на евроатлантическом пространстве.
Договор по открытому небу был подписан 24 марта 1992 года в Хельсинки (Финляндия) 27 государствами - участниками СБСЕ (с 1994 года - ОБСЕ).
28 мая 2001 года президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон "О ратификации Договора по открытому небу".
После передачи российской ратификационной грамоты государству-депозитарию (Канада) завершился период ратификации Договора национальными законодательными органами.
1 января 2002 года Договор по открытому небу вступил в силу.
На сегодняшний день в Договоре участвуют 34 государства ОБСЕ: США, Канада, Исландия, Германия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Испания, Франция, Великобритания, Греция, Италия, Норвегия, Португалия, Турция, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия, Словакия, Словения, Белоруссия, Россия, Украина, Грузия, Швеция, Финляндия, Латвия, Босния и Герцеговина, Хорватия, Эстония, Литва.
ДОН также открыт для присоединения и других государств, в т.ч. не входящих в ОБСЕ.
Целями Договора являются содействие большей открытости и прозрачности военной деятельности, а также упрочение безопасности через меры укрепления доверия и стабильности на основе сотрудничества по созданию режима открытого неба. Договором учреждена Консультативная комиссия по открытому небу (ККОН), решения в которой принимаются консенсусом и имеют обязательную силу.
В практическом плане ДОН предоставляет право государствам-участникам совершать облеты любых территорий друг друга для наблюдения за военной деятельностью в соответствии с оговоренными в нем и согласованными между государствами-участниками квотами наблюдательных миссий. Он регламентирует проведение полетов, определяет механизм контроля за соблюдением Договора, содержит требования к самолету, ограничения по составу и техническим параметрам аппаратуры наблюдения. Положения ДОН могут уточняться решениями ККОН.
Договор разрешает создавать группы государств. Россия и Белоруссия составляют одну группу государств-участников, другую образуют Бельгия, Нидерланды и Люксембург.
Каждое государство - участник ДОН имеет право выделять в качестве самолетов наблюдения один или более типов или моделей самолетов, зарегистрированных соответствующими органами государства-участника. Самолет наблюдения проходит освидетельствование представителями государств - участников Договора с целью подтверждения, что самолет и его аппаратура наблюдения соответствуют требованиям ДОН.
Полеты российской стороны в рамках ДОН осуществляются преимущественно на самолетах Ан-30Б или Ту-154М, переоборудованных под данную миссию. Американцы применяют для этих целей специализированный самолет OC-135B, созданный на базе Boeing 707.
В настоящее время в России для выполнения наблюдательных инспекционных полетов в рамках ДОН ведется подготовка современного самолета специального назначения Ту-214ОН ("Открытое небо") к сертификационным испытаниям. Самолет разработан ОАО "Туполев" по контракту с ОАО "Концерн "Вега" (головной разработчик авиационной системы наблюдения "Открытое небо"). Впервые Ту-214ОН был продемонстрирован на международном авиасалоне МАКС-2011.
Каждое государство-участник ДОН имеет право приобретать результаты фотосъемки, произведенной в ходе любых наблюдательных полетов в рамках Договора.
7-9 июня 2010 года в Вене под председательством США прошла Вторая обзорная конференция по рассмотрению выполнения Договора. На Конференции обсуждалось функционирование ДОН в ходе 5-летнего периода, прошедшего с Первой обзорной конференции, а также намечены пути повышения эффективности его реализации на будущее. Конференция подтвердила мнение государств-участников о том, что ДОН является одним из наиболее успешных международных инструментов в сфере контроля над вооружениями, укрепления доверия и обеспечения транспарентности. Государства-участники отметили ведущую и ключевую роль России в его осуществлении.
Наряду с этим, было обращено внимание и на стоящие перед участниками Договора трудности, связанные с устареванием парка самолетов, отсутствием в условиях финансового кризиса достаточных средств на строительство новых платформ, оснащенных современной аппаратурой наблюдения.
В ходе конференции также рассматривались иные возможные сферы применения инструментария Договора: проведение постконфликтного и экологического мониторинга, оказание содействия в ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф, наблюдение за климатическими изменениями, обеспечение энергетической безопасности и защиты важных объектов инфраструктуры.
Отмечалась также перспективность такой формы сотрудничества государств-участников, как проведение совместных наблюдательных полетов.
В 2012 году Россия имеет право на проведение 42 наблюдательных полетов (такое же количество может быть выполнено над российской территорией). На нынешний год запланированы, в частности, восемь полетов РФ над территорией США, три - над Великобританией, по два - над Германией, Италией, Данией, Польшей, Турцией и Францией, по одному - над странами Бенилюкса, Болгарией, Венгрией, Грецией, Испанией, Канадой, Латвией, Литвой, Норвегией, Португалией, Румынией, Словакией, Словенией, Финляндией, Хорватией, Чехией, Швецией, Эстонией, а также один совместный полет с Великобританией над Грузией.
Всего с момента подписания Договора государствами-участниками обеспечено выполнение более 800 наблюдательных полетов.
Самолет ТУ-154 М авиакомпании Аэрофлот
Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.